Музей произведений искусства Собора

Музей расположен в соборе за апсидой. Он храпит произведения искусства из самого собора, колокольни и баптистерия. Над входом — бюст Козимо I работы Бандини, внутри — античная скульптура, статуи и фрагменты первоначального фасада собора и баптистерия. На нижнем этаже — статуи, выполненные Арнольфо ди Камбио: Бонифаций VIII благословляющий, Maдонна с младенцем и Мадонна Рождества, а также знаменитая статуя Св. Луки работы Нанни ди Банко. В соседнем зале выставлены книги, рукописные хоралы и реликварии. На втором этаже находятся Канториа Луки делла Роббиа (1431-1438 гг.) с десятью рельефами, иллюстрирующими светлый псалом царя Давида, а также Канториа Донателло (1433-1439 гг.), строгая архитектоника которых восходит к античному искусству. Эти два шедевра, выполненные в мраморе, были изъяты из собора в 1686 году но распоряжению Фердинандо Медичи. В этом же зале находятся статуи, украшавшие когда-то Колокольню Джотто. Это прежде всего скульптуры пророков Аввакума (”Цукконе”) и Иеремии, выполненные Донателло, а также скульптуры Авраама и Исаака работы Нанни ди Бартоло. В зале слева можно увидеть подлинные медальоны с Колокольни Джотто, расположенные в два ряда, как это и было первоначально. В нижнем ряду — выдающиеся произведения Андреа Пизаио: Сотворение Адама, Сотворение Евы и Обработка земли. В верхнем ряду представлены работы школы Пизаио, а также произведение Альберто Ар-нольди на сюжет Святое причастие. В зале справа выставлен главный алтарь Баптистерия, с эмалью и позолотой, — прекрасный образец готического стиля, который был завершен только в эпоху Возрождения. Над этим шедевром работали такие мастера как Микелоццо, Верроккьо, Антонио дель Поллайоло и Бернардо Ченнини.

С обеих сторон алтаря находятся статуи Св. Девы и Архангела Гавриила (Благовещение), приписываемые Якопо делла Кверча. В числе многих знаменитых произведений живописи и скульптуры музея — Пьета Микеланджело, а также известный диптих византийской школы конца XIII века с сюжетами из Жизни Христа и Мадонны и, наконец, внизу на лестничной площадке — деревянная статуя Марии Магдалины работы Донателло. Проникновенное исполнение, глубокое чувство реализма и мастерское владение материалом делают статую одухотворенной. Данное произведение относится к позднему флорентийскому периоду Донателло (1435-1455 гг.). При последней реставрации статуе была возвращена ее первоначальная окраска. На нижнем этаже, в зале, где выставлена скульптура с фасада собора, разрушенного в 1587 году, можно познакомиться также с чертежами второй половины XVI века, на которых воспроизведен первоначальный фасад собора с обозначением места для статуй и архитектурного декора.

“Пьета” Микеланджело

Эта скульптурная группа была выполнена Микеланджело между 1550 и 1553 гг. и предназначалась для его капеллы в базилике Санта Мария Маджоре в Риме. В центральной фигуре представлен автопортрет Микеланджело. Скульптурная группа долгое время (до 1722 г.) хранилась в подземных помещениях базилики Сан Лоренцо, а затем была перевезена в Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. Возможно, это одна из самых драматичных скульптурных групп гениального мастера, яркий образец его искусства “грубой лепки” (то есть его знаменитый прием “non-finito” — “незаконченное”). Реставрация левой руки Христа, а также фигуры Магдалины была осуществлена одним из учеников Микеланджело — Тиберио Кальканьи.

About the author